Регистрация
/
Вход
Форум
Дачников, огородников и садоводов стран СНГ
Форум
Правила
+
Главная
Все статьи
Перейти
Оценить
© "Моя Хижина" 2015-2017
№883
Просмотров: 503
Автор: koleva
20.11.2016 / 20:37

Чистая неделя

Кратко:

Последняя неделя Великого поста называется Чистой . На этой неделе верующие люди соблюдают пост так же строго, как и на первой неделе. 

Чистый четверг

Крестьяне верили, что это лучшее время для сева яровых зерновых культур и гороха - «будет колосистое и без сорняков». Важнейшим днем ​​этой недели является четверг, который называется Чистым, Светлым, Великим, Страстной или подпиточным.

Чистый четверг - день весеннего очищения. На рассвете, на восходе, крестьяне «чистили» кладовую, двор, дом - все должно было быть по-праздничному украшен. В саду и на огороде хозяин загребал в кучу прошлогодние листья, ботву и сухие щепки и поджигал - «чтобы очистить землю от мороза, зимы, смерти и всякой нечисти». При этом говорилось заклинание: «Смерть, смерть, иди на леса, на неизвестность, на моря. И ты, мороз, большой и лысый, не ходи к нам из своей кладовой. Смерть с морозом танцевала, танцевала и пела, и за море поплелись ». Это делалось напротив того домашнего угла, в котором красный угол. Этот четверговый огонь должен гореть в течение целых праздников. Даже веник, которым в четверг обметали дом, становился «чистым». Его хоронили на чердак, чтобы при случае обмести капустную рассаду от гусениц.

Считалось, что с этого времени и до конца Пасхи большую очистительную силу имеет вода.

В Украине бытует поверье, что в Чистый четверг, до рассвета, ворон носит из гнезда своих детей купаться в реке. Тот, кто искупается раньше птенцов ворона, будет здоров круглый год. Поэтому больные люди на рассвете, чтобы успеть перед вороном, пытались купаться, чтобы очиститься от болезни. Искупавшись, больной набирал еще ведро воды из своего купальни и нес ту воду на перекрестную дорогу и выливал - «чтобы там все беды оставалось». А кое-кто на Слобожанщине, например, еще и приговаривал: «Господи, Иисусе Христе! Перекрестная дорого! Дай Бог здоровья в ручки, ножки и в живот немного». Осторожные люди утром этого дня из дома не выходили, а как находились в дороге, то пытались обходить перекрестные дороги - «чтобы болезнь не вцепилась».

В Чистый четверг стригли детей - «чтобы волосы не лезли и чтобы голова не болела».

Ночью перед рассветом хозяйка садилась на пороге и выводила из кудели нить, суча ее наоборот: крутила веретеном пальцем от себя. Такую нить сматывали в клубок и хранили для того, чтобы перевязывать этой нитью больное место при растяжении мышц на руке или ноге.

Если в этот вечер стирают белье с пеплом, то пепел хранят как средство от лишаев. Возвращаясь домой из церкви, пытались донести домой страстную свечу так, чтобы она не погасла. Для этого изготавливали специальные фонари из цветной бумаги или окрашенного стекла.

Пламенем страстной свечи выжигали или выкапчивали в доме на волоке крест - «чтобы нечисть дом проходила». Этот крест оставался до «Предание Пасхи» (в среду на шестой неделе после Пасхи), но не везде. Так, в Харьковской области существовало поверье, что страстной крест - «защищает от пожара», а поэтому его стирали до следующего Чистого четверга.

Страстная свеча в народном веровании имела большую магическую силу. Эту свечу зажигали перед иконами, когда жителей дома охватывал страх. Во время большой грозы зажигали свечу, «чтобы гром дома не сжег».

 

Страстная пятница

В этот день, как и вообще последние три дня Страстной неделе, не готовили обеда, удовлетворяясь хлебом, капустой, огурцами. Даже рыбу есть в этот день нельзя. Ни шить, ни прясть в этот день нельзя. Считается большим грехом рубить дрова или что-нибудь тесать топором. В древности в деревнях в Страстную пятницу выполняли лишь две работы: пекли куличи и сажали рассаду капусты. Как только хозяйки посадят пояса в печь и заложат их святой вербой, то сразу же идут на огород и сажают рассаду - «чтобы капуста была здоровая, как пасха». Пояса в печи накрываются платками, которые затем сохраняются и, при необходимости, применяются на подкуривание от рожи.

Если верх кулича упадет или окажется пустой внутри, то это предвещает несчастье - кто-то умрет в этом году, считали на Слобожанщине.

Изготовление пояса особой формы связано с верой в чудодейственные свойства обрядовой освященной пищи. В южных странах праздник Пасхи во времени совпадало с первым сбором урожая зерновых. Хлеб из муки нового урожая выпекался пресным, его нельзя смешивать с закваской из старого хлеба. Новый хлеб ели только после освящения, и люди верили, что такой хлеб был наделен чудесной силой. Его можно было есть, не опасаясь злых духов. А чтобы не перепутать новый хлеб со старым, ему предавали особую форму. Таким образом, пасхальный хлеб был для верующих хлебом, чистым от злых духов и вмещал в себе «святую силу растительных духов».

Пасхальному хлебу сначала предавали самую разнообразную форму. Но постепенно под влиянием культа мертвых ему стали предавать сначала форму могильного холма, а позже вид четырехугольного пирамидального надмогильника.

 

Пасхальная суббота

В Пасхальную субботу готовят пасхальные яйца или, как говорят в Киевской области, «красят яйца», а в Карпатах - «делают сливки».

Согласно народным верованиям, пасхальные яйца нужно готовить в субботу потому, что яйца, окрашенные в пятницу, быстро портятся, а будучи сделанными в субботу, они сохраняются в течение всех праздников.

Яйцо как символ жизни и раскрашенное на красно, желто - как символ обновленной жизни - издавна чествовали многие народов (древние персы, египтяне, греки, римляне и т.д.).

Яйцо в глазах древних славян с его свойством превращаться в птицу была наполнена таинственным смыслом. Люди видели в этом акте подтверждение своей веры в волшебную способность живых существ перевоплощаться. Таинственную силу, которая содержалась в яйце, стали наделять способностями переходить на все, к чему оно прикасается.

Общинная праздничная трапеза была в то же время угощением - жертвоприношением - духам, божествам. Испокон веков наиболее любимой пищей духов считалась кровь. И для того, чтобы сделать яйца наиболее угодливо духам, их обмазывали кровью. Позже вместо крови яйца стали красить красной краской, а еще позже - в какой-нибудь яркий цвет. Первое крашеное яйцо хранят и, когда нужно, окуривают им больного лихорадкой. В частности, на Харьковщине пытаются сохранить шелуху с посвященных яиц для окуривания не только людей, но и скота. Согласно поверью, что там бытовало, в посвященном яйце есть сорок подаяний и в нем пребывает Дух Святой.

Топтать ногами остатки окрашенного яйца считается большим грехом. Согласно поверью того, кто будет толочь ногами освященное яйцо, Бог накажет болезнью.

На Левобережье и Слобожанщине люди сохраняют посвященные яйца из года в год и, как случится пожар, перебрасывают через огонь, веря, что огонь погаснет. Употребляют посвященные яйца и от разных болезней: кладут скорлупу яйца на огонь и дымом окуривают больного куриной слепотой. Верят, что освященное яйцо может успокоить зубную боль. Больные зашивают освященное яйцо в платок и носят при себе до тех пор, пока не пройдет болезнь.

Обычай изготавливать писанки возник на территории Украины очень давно. Глиняные, каменные яйца, расписанные геометрическим и растительным орнаментом, найденные археологами в Украине, датируются ХI веком. Сравнив орнаменты на посуде, которая была найдена при раскопках (Киевщина, Полтавщина), с древнейшими орнаментами писанок, ученые доказали, что обычай раскрашивать писанки происходит с дохристианских времен. Волнистые линии - символ воды и кружочки - солнечные знаки, ромбы - символы засеянного поля, помещенные на них, олицетворяли целый космос. Разместив рисунок на хрупкой оболочке яйца, что таит в себе зародыш новой жизни, человек стремился повлиять этой волшебной силой на окружающий мир.


Еще по теме:
avatar